Previous Entry Поделиться Next Entry
Нам столетья не преграда
Терракот
clone2002
Прошедшие две недели френдлента пестрела материалами с авиашоу в честь 100-летия ВВС в Жуковском. Народ наделал множество качественных и интересных снимков и видео, по которым можно восстановить программу праздника чуть ли не посекундно. Со своей стороны, ни на что подобное не претендую - это просто дневниковая заметка, без цели засорения эфира и чужих лент :)


Да, это было первое авиашоу, на котором я побывал. Всегда находились какие-то причины, и даже в прошлом году, несмотря на купленный билет, вместо МАКСа я провел день на работе (впрочем, тогда и погода совершено не радовала сплошными дождями). Однако на этот раз какие-то законы кармы пришли в движение :), в результате чего я оказался в Жуковском не только совершенно бесплатно, но и в замечательный нежаркий солнечный день.

Единственное, в чем стоит упрекнуть организаторов праздника - так это в том, что они напугали потенциальных зрителей фразой "Доступ только по приглашениям". Народ возмущался, что мероприятие станет очередным "показушным междусобойчиком" и "распилом бабла" - пока за неделю до начала не стало известно, что 100 тысяч бесплатных приглашений будут выдаваться всем желающим, и нужны они только во избежание избыточного столпотворения.

Прочитав впечатления зрителей о МАКСах прошлых лет, я был готов к чудовищным очередям везде: за билетами, за электричками, за досмотром при входе на аэродром. Однако черт оказался совсем не так страшен, как его размалевка: билеты я получил на второй день выдачи, в воскресенье, буквально за 5 минут (хотя те, кто приезжал за ними по вечерам в будни, красочно описывали и показывали многочасовые очереди). На железной дороге были организованы дополнительные электрички, работали дополнительные мобильные кассы и билетные автоматы на перроне, а многочисленные указатели и сотрудники вокзала помогали быстро сориентироваться и не создавать давку. Путь от станции "42 км" до аэродрома, вместе с двумя традиционными досмотрами, тоже занял не больше 20 минут (хотя соседи по вагону, наученные горьким опытом, ожидали оказаться там не раньше чем через час-полтора :)) Забегая вперед, скажу, что и ставшая притчей во языцех посадка на обратные автобусы в конце дня заняла не больше времени и выглядела не страшнее, чем ожидание транспорта в Москве в час пик :) Так что за эту часть организации Министерство обороны можно только похвалить.
Впрочем, есть и некоторые альтернативные догадки: хотя уже за пару дней до праздника было сообщено, что все доступные билеты выданы, а их количество превышало среднедневное число посетителей МАКСа, воспользовались ими явно не все обладатели. Учитывая, что билеты выдавались бесплатно, но ценой длительной очереди - зрители наверняка брали максимально допустимое число приглашений (по 3 билета на человека), "про запас" для знакомых, и значительная часть билетов не была использована...

Но хватит предысторий, возвращаемся на аэродром! Ближе ко входу была расположена статическая экспозиция транспортных и боевых самолетов и вертолетов, а также средств ПВО. Что мы видим на этой картинке?
Правильно, мы видим основной недостаток площадки в Жуковском :), а именно - бьющее в лицо зрителям солнце. Естественно, если солнцем освещены лица, то видимая часть самолетов находится в тени, что затрудняет и осмотр, и фотосъемку. По сравнению с этим металлические заборы в рост человека, а также большое расстояние от зрителей до машин, уже не кажутся такой серьезной помехой :)

Избавиться от толпы и бьющего в глаза солнца можно, зайдя с тыльной стороны экспозиции - да и забора тут хватило не везде, пришлось заменить живой цепью. Некие счастливчики наслаждаются не только прямым доступом к технике, но и тенью от крыла ТУ-95 :)

МИ-26, "летающая корова", крупнейший из серийных транспортных вертолетов. Категорически отказывался влезать в кадр без забора и людей на переднем плане.





Зрители у всей этой техники, как видим, совершенно разные, и непохожие на технофанатов :)

Многие приехали сюда, как на пикник - с рюкзаками, одеялами, складными креслами и чуть ли не палатками. Примерную заполненность зрительского сектора можно оценить по этому снимку - он сделан за несколько минут до начала полетов, потом народ еще прибывал, но не катастрофически:



После церемонии открытия началась ретро-программа "Легенды мировой авиации". Музейные экспонаты, такие как этот триплан Фоккер, не только поднимались в воздух, но и крутили фигуры высшего пилотажа, и имитировали воздушный бой:

С первый минут стало ясно, что с такими размерами целей и на таких расстояниях объектив 200 мм является скорее издевательством и усовершенствованным биноклем, чем фототехникой. Тем более - медленный отверточный 80-200... Поэтому в отчет попала только оч-чень небольшая часть показанного (та, где можно что-нибудь разглядеть :) ) Впрочем, нечто подобное я и предполагал, и больше настраивался на "посмотреть", чем "поснимать".

Т-6 Тексан

B-25 Митчел

Р-51 Мустанг

А вот что на самом деле видно с земли. Даже "в бинокль":

МиГ-3 на посадке

Блерио. Bleriot. Выдающийся экземпляр, на вид сделанный из спичек и папиросной бумаги. Бочек и петель не крутил, но удивительно, что он вообще поднимается в воздух. Назвать этого воздушного змея боевым самолетом???



А еще - им, как и некоторыми другими самолетами на этом шоу, управлял настоящий Карлсон. Микаэль Карлсон.

Сразу после бумажной стрекозы Блерио с ушераздирающим ревом поднимается Су-35. По данным Википедии, конкретно эта машина с бортовым номером 901 является самым первым, еще предсерийным опытным экземпляром.

Frecce Tricolori. Обычно эта пилотажная группа выступает в составе 10 самолетов, в Жуковском было 9 - но на симметричности построения это никак не сказалось, кроме полетов на встречных курсах. Наверное, всем присутствовавшим запомнились регулярно повторяемая диктором-итальянцем фраза "Frecce Tricolori! Пять самолетов - налево, четыре самолета - направо!" :)





А вот английским Red Arrows повезло меньше - их обычный состав 9 самолетов, но в 2011 году один из них разбился, один из пилотов остался в Англии, и еще одной машины не было по техническим причинам. В результате "красных стрел" осталось только 6, и фигуры получались были несколько однобокими...

Тем не менее, их работа с дымами была едва ли не лучшей и самой разнообразной на шоу.



Финские Midnight Hawks:

Пилотажная группа "Первый полет"

Т-50 ПАК ФА ("Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации"), самолет 5-го поколения. На прошлогоднем МАКСе прервал взлет из-за проблем с двигателем. В этот раз - летал в паре с модифицированным МиГ-29М2. Собственно, сразу после взлета Т-50 сделал крутую горку и исчез в облаках, после чего нарезал круги в отдалении на пределе видимости.

Большую часть показа развлекал зрителей высшим пилотажем МиГ, а когда к нему снова присоединился Т-50 - оба летали крайне осторожно!

Завершение программы - "Русские витязи" и "Стрижи". "Витязи" выступают на тяжелых СУ-27, "Стрижи" - на более легких МиГ-29. Увы, снимать их пилотаж было занятием неблагодарным, гораздо лучше было видеть ... и СЛЫШАТЬ :)



А еще вечер дал совершенно замечательное небо с веерами расходящихся из-за облаков лучей:


А еще за кадром остались выступления вертолетчиков, воздушные бои и много спортивного пилотажа - не потому, что не произвели впечатления, а потому что нельзя объять необъятного, и втиснуть головокружительную ревущую трехмерность в плоский тихий монитор :)


?

Log in

No account? Create an account