Previous Entry Поделиться Next Entry
175 лет РЖД - динамическая экспозиция
Терракот
clone2002
После прошлогоднего "ЭКСПО 1520" я с интересом ждал, чем порадует Щербинский ВНИИЖТ на этот раз. По рассказам знакомых, каждый год в День железнодорожника публику катали по испытательному кольцу на антикварных электричках и устраивали парад старой и новой техники. И хотя 5-го августа никаких упоминаний о железнодорожном празднике я не нашел, тем не менее интерес был вознагражден: с 7 по 9 сентября в Щербинке проходил "динамический показ", посвященный 175-летию российских железных дорог.



Надо сказать, что РЖД отнеслось к организации праздника со всей серьезностью: как и в прошлом году, были организованы дополнительные электрички-экспрессы от Курского вокзала до Щербинки, при этом на радость всем "зайцам", эти экспрессы были бесплатными. Более того, в отличии от ЭКСПО-1520, билетов для входа на полигон тоже не требовалось. Правда, на этот раз была открыта только небольшая часть территории, непосредственно примыкающая к кольцу и "Корпоративному Университету РЖД", так что полазить по внутренностям подвижного состава или заглянуть в "непарадные" тупики-отстойники возможности не было.

Первое, что встречало зрителя при входе - паровоз в разрезе, демонстрирующий внутреннее устройство этой сложной машины:


Вначале я даже подумал, что это своего рода учебное пособие для расположенного рядом Университета РЖД :), однако вряд ли он предназначен для долговременной установки под открытым небом - говорят, его даже привезли сюда, укрытым в целофановую пленку. Так что скорее всего, он займет свое место где-нибудь под крышей.

Благодаря внеплановому экспрессу, я оказался на выставке за полчаса до начала работы, однако на территорию уже пускали. Самые первые посетители могли наблюдать маневры удивительного поезда из сцепленных паровозов, застилающих все вокруг паром и дымом:

Пока шла подготовка, охрана не обращала на нас никакого внимания, и я по памяти прошлого года отправился к платформе, у которой выстроилась перед заездом вереница локомотивов - благо во времени я не был ограничен, и появилась возможность рассмотреть ранние модели тепло- и электровозов, до которых в прошлом году так и не добрался:







Вот вышли на главный путь паровозы:




На этот раз они не были облеплены публикой, на путях со мной были всего несколько человек, но и времени на фотосессию оказалось не так много: стоило добраться до начала состава-сцепки, как он дал задний ход и вместе с остальными занял место по другую сторону от платформы.

Чуть поодаль стояла "Ласточка", она же Siemens Desiro Rus - такими поездами будут возить гостей сочинской олимпиады-2014, а сегодня прокатят по кольцу нас.

К сцепке цепочкой привязана немецкая бирка:

По обыкновению, смотрим на тележки:

160 км/час - такую скорость развивает гордость наших высокоскоростных магистралей, Сапсан - да и то на отдельных участках пути (правда, там она ограничена как раз качеством дороги, а не конструкцией - но все равно сравнение двух "птичек" впечатляет)



Дверь в кабину надежно защищена и напоминает то-ли сейф, то-ли шлюзовой люк :

И вот на этой мажорной ноте ... меня окликает железнодорожник, предупреждает, что хождение по путям запрещено, и предлагает пройти за ограждение :) Ну, за ограждение так за ограждение - тем более что там уже начинает собираться публика, а мне не хотелось бы оказаться в задних рядах при начале показа.

Пост №1 - семафор, будка стрелочника и паровоз Лебедянка.

Привод семафора:

Народ облепил мемориальную Лебедянку: вначале на ней фотографировались, потом ближе к запланированному началу показа паровоз начали использовать в качестве смотровой вышки фототграфы. Однако как раз в этот момент охрана пресекла противоправную деятельность, и спустила всех на землю.

В общем, публики было меньше, чем на ЭСПО-1520: много семей с детьми, фотографы, молодежь и подростки, явно имеющие отношение к ЖД (студенты Корпоративного университета? учащиеся техникумов?). Были и более взрослые и колоритные персонажи :) -

В 11 часов (это время было указано как начало утренего показа) объявили, что все начнется через 40 минут. Впрочем, оно и к лучшему - зрители потянулись пить кофе и бродить вокруг Университета, а мне удалось занять место непосредственно под VIP-трибуной.
Увы, это не сильно помогло: техника проходила по самому дальнему пути, не только за высокой платформой, но и ниже самой высокой точки насыпи. Поэтому максимум, что удавалось увидеть с земли - это часть локомотива выше колес (а уж что видели через головы те, кому не досталось место в первом ряду - остается только догадываться).

Удовлетворить тягу к "каталожной съемке" не получилось :), поэтому ограничимся деталями:








Любопытная конструкция токосъемника - маленький пантограф, поднимаемый на штангах:


Логотип Коломенского завода не сильно изменился с паровозных времен:



Проходя мимо трибуны, каждый локомотив подавал сигнал - и у каждого был свой, отличающийся от остальных "голос". После их мощного рева автомобильный сигнал прозвучал как игрушечный :) Автомобильная и ремонтно-строительная техника на комбинированом ходу:





Отдельным пунктом программы была заявлена демонстрация ремонтно-восстановительной и пожарной техники: большая часть просто проехала, а вот "Динамик-подбивочный экспресс" Калужского завода "Ремпутьмаш" двигался "в рабочем режиме":

Эта штука двигается, как гусеница, переставляющая ногу под брюхом медленно, но непрерывно двигающегося поезда. За одно касание подбивается 3 шпалы одновременно, потом "нога" быстро переставляется вперед, и выглядит все так, словно именно ей машина отталкивается от земли:

Вот уж не знаю, какая тут доля Ремпутьмаша, а какая - Plasser&Theurer :)

Пока техника проходила, рабочие с расположенного рядом ремонтно-восстановительного поезда снимали все на мыльницы их никто с путей не гонял:

А вот с демонстрацией возможностей пожарного поезда оказалось совсем туго - все проходило вообще ЗА насыпью, откуда был виден только дым и фонтан пены. Возможно, с трибуны все-таки было понятно, что происходит - хотя и сомневаюсь в этом, в конце концов она была выше земли всего на пару метров.

Ремонтно-восстановительный поезд поднимает и ставит на пути вагон-тренажер: возможности крана позволяют поднять до 100 тонн.

На этом показ заканчивается, а зрителей приглашают проехать круг на "Ласточке":


По сравнению с показанном в прошлом году FLIRT-ом - электричка как электричка :) Сиденья расположены по три с одной стороны и по два с другой, между ними неширокий проход - получается, сименсовские вагоны уже наших? Да и потолок кажется ниже - почти как у вагона метро, только поручней не хватает. Думаю, в российских реалиях добавить поручень для стоящих пассажиров будет нелишним :)

Часть кресел расположена в затылок друг другу, часть - лицом. Расстояние между рядами больше, чем в автобусах, что не может не радовать - колени не упираются, и можно вытянуть ноги:

А вот сидящим лицом к лицу - придется выяснять, чьи ноги важнее: расстояние осталось тем же самым:

Маленькая деталь - если в наших электричках мы привыкли, что на одно окно приходятся две лавки лицом друг к другу,  то в западной их число не кратно, и у кого-то вместо "окошка" будет перед лицом стенка :)

Поезд рассчитан на эксплуатацию как с высокими, так и с низкими платформами. Для этого имеются автоматически опускаемые лесенки. В теории, конечно, все хорошо - а на практике получилось забавное гимнастическое упражнение : ширина ступеней минимальна, поручней нет, а нижняя ступенька висит примерно в полуметре над землей.
Не знаю, как старики с инвалидами, или обладатели чемоданов и баулов - а я с полной сумкой фотобарахла благоразумно выбрал вагон у высокой платформы :)

Впрочем, поезда закупаются к олимпиаде - значит и пользоваться ими будут люди спортивные, подготовленные. А там глядишь, станут чемпионами по прыжкам вниз!

На этом утренняя часть показа закончилась, железнодорожники отправились на обед, а публика - на станцию.
Полный фотоотчет находится здесь - http://fotki.yandex.ru/users/clone2002/album/281004/


  • 1
Не первый раз ловлю себя на мысли, что паровозы старые совсем неинтересны. Современные электровозы и тепловозы намного колоритней и брутальней, вызывают уважение и неподдельный интерес )

Это же все дело в Щербинке проходило?

Да, в Щербинке, на испытательном кольце. Прочитал впечатления и советы других зрителей - на будущее стоит попробовать оказаться внутри кольца, через расположенную там деревню. Соответственно, выбор точек был бы гораздо шире, да и потенциальная возможность посмотреть на запасники ВНИИЖТ :)

А насчет паровозов не соглашусь: они неинтересны, пока воспринимаются как бутафория, как абстрактный символ железной дороги. Все эти навязшие на зубах с детства "веселые паровозики"... И глянцево выкрашенные паровозы на постаментах - такие же ненастоящие, как самовары с хохломской росписью и "русские красавицы" с балалайками и в кокошниках.

Но если посмотреть на паровоз вживую, в действии - то не остается сомнений в его реальности, в том что он заслуживает и уважения, и интереса не меньше, чем современная техника. Все равно что встретить в лесу знакомого по детским книжкам динозавра, с хрустом ломающего молодые березки - и понять, что это не аниматор в резиновом костюме и не 3D-проекция.

В этот раз основное внимание уделил современной технике - но это скорее потому, что к антикварной банально не успел :), и потому что в прошлом году паровозы осмотрел достаточно подробно, а до тепловозов так и не добрался. Интересно было посмотреть, как менялся со временем дизайн, как менялся подход к деталям, как росла мощь и скорость. Но такого, чтобы новая техника была радикально привлекательней старой - честно говоря, не заметил.

ну не знаю, не знаю...
для меня паровоз сравни старой машине - раритет, может и быть и ценный, но в практическом плане никакого интереса уже не представляющий.

С практической - безусловно! Но поскольку ни на одном из локомотивов с выставки я не собирался ни ехать по срочным делам, ни грузы возить :), а только разглядывать и кататься - то и оценивал их с точки зрения эстетической.

>Любопытная конструкция токосъемника - маленький пантограф, поднимаемый на штангах:

На больших скоростях проблемы начинаются не тока с тележками)

Жалко, что не рассмотрел их у Сапсана и Ласточки - было бы с чем сравнить.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account