Previous Entry Поделиться Next Entry
Старый Демидовский завод имени Куйбышева :) Прогулка по цехам.
Терракот
clone2002
После наружного осмотра - настало время познакомиться с металлургическим производством изнутри.
Хотя схема музея обещала наличие полутора десятков различных цехов, однако на самом деле часть из них не существует, часть закрыта, а часть - вполне обитаема действующими фирмами-арендаторами. В результате мы увидим только три участка производства - доменный, энергетический и мартеновский.


Спустившись с железнодорожной эстакады по узкой железной лестнице, мы попадаем к подножию доменных печей. Если раньше тут было царство жара, грохота и огненных отблесков, то теперь "ад замерз, и черти разбежались". Вокруг тихо, темно и холодно, а воздух наполнен легкой дымкой, которую красиво прорезают редкие солнечные лучи.
Первое, что бросается в глаза - сильный износ всего, от металлоконструкций до кирпичной кладки:

Рядом со входом висит памятная доска в честь 250-летия первой выплавки чугуна на этом заводе - кто-то явно пытался открутить ее и унести, но не преуспел в этом занятии :)

Вид на домну от основания: по толстой металлической трубе, опоясывающей печь, внутрь подавали нагретый воздух:

Воздушная фурма - то устройство, которое непосредственно направляло воздух в топку. Оно представляет собой сопло в кожухе с водяным охлаждением, не дающим ему расплавиться от огромных температур.

Круглое отверстие на колене трубы раньше было закрыто прозрачным окошком для наблюдения за печью. Окошко было сделано из слюды - стекло бы, простите за каламбур, просто стекло оттуда!
Фурмы можно отодвигать от отверстий в горне, соответственно места сопряжения тоже интенсивно охлаждаются водой:

Шлаковая летка. Для выпуска накопившегося шлака ее пробивали специальным ломом, после чего шлак стекал по наклонному металлическому желобу в ковши шлаковозов.



Пол вокруг печи выложен огнеупорным кирпичом на слое песка. Увы, кирпич был стоек к жару, а не к влажности, и в сырых местах рассыпается в труху:

А вот устройство более серьезное - чугунная летка. Это тоже отверстие, замазываемое быстротвердеющей огнеупорной массой  и пробиваемое при каждм выпуске расплавленного чугуна при помощи такого устройства (хоть и похожего на шлаковое, но гораздо более массивного):

Чугунная летка расположена несколько ниже шлаковой (так как чугун тяжелее и лежит на дне печи), и рассчитана на бОльшие температуры. Например, на этом снимке видно, что ее выпускные желоба выложены жаростойким футеровочным кирпичом.
А эта "пушка" - машина забивки чугунной летки, залепляющая отверстие по окончании выпуска:

Эта массивная механическая "рука" до сих пор сохранила подвижность, хорошо сбалансирована, и может поворачиваться даже силами одного человека:

Система желобов, по которым шлак и чугун растекались к вагонам:



Направление потока регулировалось такими заслонками:

Шлаковый желоб полностью заполнен застывшим шлаком, а ковш шлаковоза - водой:

А вот - выложенный кирпичом ковш чугуновоза:

Видимо, не все так безопасно и благополучно в этом месте, как кажется :)

"Если один чайник разливает чай по многим чашкам - это нормально. А если из нескольких чайников сливать в одну чашку?" (старинная китайская аллегория :))







Номер буквально наплавлен на металл ковша и легко читаем - а вот эмблема осталась непонятной:



"Gray brick road":

Глыба железной руды у стены одного из обитаемых строений:

Очистные сооружения:



Неистребима человеческая тяга к красоте :)

Энергетический цех и котельная: время постройки самоочевидно:

Эта часть котельной явно была переоборудована из чего-то еще (или просто в советское время нормы безопасности поменялись, и окна стали ненужны?)



Кладка из дикого камня в основании стены - внушает!

Хотя судя по табличке на двери, у этого котельного отделения имеется ответственный за противопожарное состояние - со своими обязанностями он явно не справился, либо подошел к ним безответственно. Очень похоже, что давным-давно в здании был и пожар, и потоп.
Учитывая имеющееся у меня (спасенное с ткацкой фабрики) удостоверение котлонадзора - проведем инспекцию!
На первом этаже царит непроглядный мрак и дебри из обломков оборудования.



Тем более странным в такой обстановке оказалось веселое журчание льющейся воды - каким-то образом она до сих пор подается по мертвым трубам:

Второй этаж встречает солнцем того, кто не убоялся мрака первого :)



Снова льющаяся вода, на этот раз ГОРЯЧАЯ! Похоже на последнюю отчаянную попытку потушить костер :)

Вот такая она, топка, куда еще недавно было принято посылать неудачные творения и неудачливых авторов:

Щит управления полностью разобран - и не лень же кому-то было!



Разряжение этой топке уже не понадобится:









Покинув совершенно неудовлетворительную котельную, обогнем доменный цех и посмотрим на другую часть энергетического оборудования завода:







Судя по схеме, в этой трубе протекает р.Рудянка (как ни странно, вытекающая из той же плотины, что и р. Тагил). Шума воды слышно не было, зато металл изъеден коррозией до состояния кружева:

Вот те самые гигантские колеса, которые мы заметили еще со "смотровой площадки". Хотел бы я знать точно, ЧТО это было и КАК оно работало:

Казалось бы, все части просты и понятны - подвод воды, колеса, канавки для ремней, ротор со статором. Только одной части нет у головоломки - каким, собственно, местом все это цеплялось за воду??? Будь у большого колеса лопатки - все было бы просто...











Проходя по территории, натыкаемся на будку, сложенную из очень специфического кирпича с очень интересной обмазкой раствором:



За будкой открывается красивое ажурное помещение - мартеновский цех.

Вот - те самые мартеновские печи, у которых днем и ночью не смыкала очей наша Родина:



Любопытная "машина с ложечкой" - полностью называемая "напольная завалочная машина", используемая для засыпки в сталеплавильную печь твердой шихты (стального и чугунного лома, руды и флюсов). А сама красная "ложечка" - называется мульдой!





Заливочный кран, которым заливали жидкий чугун:



Разливочная площадка с "потеками лавы" на стенах:







Сталеразливочный ковш на рельсовом ходу:



Будка управления этой "железнодорожной единицей":



Непонятно откуда взявшаяся в таких количествах дождевая вода (по заявлению авторитетных источников, чистая и пригодная для питья ;) )

Если вспомнить схему, то мартеновский цех был отмечен как использованный для театра. Уж не знаю, был ли тут сыгран хоть один спектакль, и каким он был - но если бы был, то выглядел бы феерично! Ажурная крыша и широкие пролеты действительно делают цех похожим на зал или собор:



Солнце уже почти касается горизонта, и на этом месте мы прощаемся с музейной металлургией.
Однако прощаться с Нижним Тагилом - преждевременно, ведь впереди еще целый воскресный день!


  • 1
ПЕрвая просто волшебная.

:) Там воздух очень своеобразный - вроде бы прозрачный и чистый, но с каким-то неуловимым налетом. Но пик этой дымки будет на следующий день, когда по горам лазили.

Даже не предполагал, что такие бывают.
А потом оказалось, что только в окрестностях Екатеринбурга наберется чуть ли не десяток похожих "музейных производств" - только менее известных.
Понятно, что промышленность при любых обстоятельствах трудно сделать "туристической фишкой" региона, но все равно уральский подход к истории очень понравился.

я какие именно. я просто иногда бываю в ЕКБ у меня там родственники живут.

Навскидку вспоминаются Невьянск, Сысерть, Каменск-Уральский, Шабровский карьер тальковый - он правда официально не музей, но после консервации абсолютно "экскурсионно доступен" и чертовски красив. А в Тагиле - карьеры имеют статус "музея" вполне официально.
В самом ЕКБ технический музей кажется тоже на бывшей пром.территории, и вниз по Исети видели явно облагороженные заводские корпуса 19 века. Еще видел приглашение побывать на живом медеплавильном заводе в Свердловской области (маленьком и старом, но с возможностью посмотреть на процесс выплавки) - но ссылку со злости не сохранил, а теперь найти не могу.

А "нематрасных", но тем не менее легкодоступных и совершенно неразвандаленных объектов там - кажется, что на каждом шагу. Начиная прямо с вокзальной площади ЕКБ :)

Конечно, масштабы и формат с Демидовским заводом не всегда совпадают, но тем не менее показалось, что есть некоторая общая тенденция - относиться к промышленному наследию без бытового вандализма и без стремления непременно утилизировать и разобрать по кирпичику. Может после Тагила я смотрю на тот регион через розовые очки?

Это действительно "must see"! Из тех мест, которые не "баян", а "классика".

PROMFOTO из ЖЖ: Старый Демидовский завод им. Куйбышева

Пользователь zavodfoto сослался на вашу запись в записи «PROMFOTO из ЖЖ: Старый Демидовский завод им. Куйбышева» в контексте: [...] Оригинал взят у в Старый Демидовский завод имени Куйбышева :) Прогулка по цехам. [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account