Previous Entry Поделиться Next Entry
Кладбище или хранилище?
Терракот
clone2002
Если верить притче, когда слепым мудрецам поручили описать слона, то для одного он был похож на змею, для другого на столб, для третьего на большую бочку. Мораль истории про многогранность истины понятна, хотя здравый смысл подсказывает, что те мудрецы просто были недостаточно умными, чтобы обменяться впечатлениями и договориться, и слишком ленивыми, чтобы ощупать всего слона по кругу.




Про музей ВВС в Монино я много слышал и хорошего, и плохого.
С одной стороны, это огромная коллекция техники, включающая действительно уникальные образцы. И несмотря на общий недостаток финансирования, эту коллекцию хоть как-то защищают от времени, погоды и растаскивания на цветмет.
С другой - есть мнение, что на самом деле музей больше напоминает свалку и кладбище, наподобие автомузея Красинца.

Долгое время я знакомился с этим музеем исключительно виртуально, но в это воскресенье, благодаря Дню открытых дверей[*]и анонсам одной из популярных личностей в одной из популярных соцсетей :), появилась возможность составить свое собственное впечатление. Как выяснилось, я ничуть не умнее и не трудолюбивее тех мудрецов, и вместо целостной картины в памяти остался только набор разрозненных фрагментов.
Поэтому воздержусь от выводов и обобщений, кроме одного - в любом случае, это место стоит того, чтобы там побывать. Хотя лучше, конечно, сделать это в обществе человека, хоть немного разбирающегося в авиации :)

Наиболее "цивильная" часть экспозиции - ангар №6, находящийся ближе всего ко входу. Это действительно светлое, относительно просторное и свежеотремонтированное помещение со свежепокрашенной техникой, использовавшейся во время Великой Отечественной войны. Например, одни из самых устаревших на тот момент моделей:
Разведчик Р-5 с радиатором, похожим на не до конца вставленную кассету:


Истребитель И-15, предшественник "ишака" И-16 - только биплан.


Пикирующий бомбардировщик Пе-2:

Окно и прицел, обеспечивающие "лучший вид на этот город":

Стратегический бомбардировщик Ту-4, ("Бык" по-натовски), один из первых экспонатов музея. Является копией американского B29- Суперфортресс.

Самый яркий, блестящий и гламурный экспонат - настоящий МиМиМи-12

А еще он один из самых больших, едва влезает в кадр, и будит своей формой ассоциации с нелепым словом вертиберд




Бомбардировщик Ту-16 "Барсук" (спасибо НАТО за веселые названия!), а также его начинка:


Морда фронтового бомбардировщика Ил-28, взятая крупно:

Гигант в духе ретрофутуризма, сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50

самый-самый кончик М-50:

Еще одно гигантское детище ОКБ Мясищева, стратегический бомбардировщик 3М "Бизон". От этого чудища в кадр влезла только шишковатая голова:

Экспериментальный бомбардировщик Су-100, единственный экземпляр:

Опускаемый "клюв" делает его похожим на уменьшенную копию "Конкорда" или ТУ-144:

Материалы для экспериментов:


Ангар №8, украшенный скромной табличкой "Уникальные летательные аппараты". Табличка не врет.
Помещение гораздо менее нарядное, чем шестой ангар, экспонаты поставлены теснее, а света гораздо меньше - но главное не "как", а "что" выставлено!

Первые предшественники космических кораблей, гондолы стратостатов "СССР-1" и "Волга".

Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?


Экспериментальные дископланы - модная тема 50-х?

К сожалению, один из них задвинут в дальний угол, а еще один и вовсе отсутствует - хотя стоит табличка, обещающая дископлан, разработанный для посадки на Венеру.

Илья Муромец - макет огромной четырехмоторной "этажерки" в натуральную величину:





Аэросани "Север-2" КБ Камова. Как видим, голубыми бывают не только вертолеты волшебников...

БОР-5 - беспилотный орбитальный ракетоплан, уменьшенная (вернее, не доросшая) версия "Бурана".


Вертолет В-7, необычный расположением двигателей - на концах лопастей




Первый цельнометаллический самолет АНТ-2, формой странно напоминающий утку:

На винт "цельнометалличность" не распространялась:

Непонятная крылатая таратайка времен Первой Мировой. Как ни странно, к зрителю она стоит "лицом", а винт у не сзади:

Если подъемной силы не хватает - добавляем еще одну плоскость! Перед нами одноместный истребитель Сопвич (Sopwith):

Деревянный винт во всей красе:



Один из многочисленных планеров, висящих под потолком:

Наш ответ Чинуку - вертолет Як-24. По классификации НАТО - "Лошадь". Что любопытно, Википедия подчеркивает, что за время эксплуатации не было ни одной катастрофы этого вертолета с человеческими жертвами!

За ним стыдливо прячется "американец" Piasecki H-21. Одно слово - Пясецкий!

Десантное отделение вертолета Ми-8, наполовину занятое дополнительным баком с горючим. Находиться в этой штуке ожно только сидя и согнувшись в три погибели:

"Штурман, приборы!?"



Ми-4, бегемот на тонких ножках.



Ми-6ПЖ: брандспойт вместо пулемета:

... и бак для воды внутри. Не ожидал, что это будет резиновый мешок, а не жесткая бочка:


Всегда было интересно - что там, внутри турбины?



"Орбитальный самолет", вернее его летный аналог - МиГ-105, создававшийся в рамках проекта "Спираль", и послуживший прообразом "Бурана". В отличие от него, суть "Спирали" заключалась в "воздушном старте" с борта самолета-разгонщика, без сверхмощных ракет и стартовых комплексов на земле.

Благодаря своей специфической внешности, известен также как "Лапоть" :)

Советский разведывательный беспилотник ТУ-141 "Стриж". В отличие от нынешних, садиться умел только на парашюте.



Гордость Аэрофлота - сверхзвуковой ТУ-144. К "журавлиному клюву" прилагаются столь же длинные "журавлиные ноги".



C-26, самолет на лыжах от КБ Сухого. Не ожидал такого от реактивной авиации!





Ан-22 "Антей". Настоящий хомяк с защечными мешками.

На заднем плане виднеется ВВА-14 - Вертикально Взлетающая Амфибия. Совершенно удивительная вещь, незаслуженно обойденная вниманием. На мой взгляд, один из тех случаев, когда музей не прав: ТАКОЕ нужно дать рассмотреть, независимо от плачевного состояния!

Военно-транспортный Ли-2 в старой аэрофлотовской раскраске.


И наконец - Тудум-пс! Знакомый по "отчетам" самолет :), немало поколесивший по территории и за ее пределами и столь гармонично смотревшийся среди березок. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 "Медведь" - и правда есть что-то медвежье в его морде.







  • 1
как я давно не читал ленту, а тут такие прекрасные фотографии!
Думаю, один из интересных музеев в Москве и области, сам туда давно собираюсь.

А в ТУ-144 можно зайти?

Да, в 144 пускали, и туда собралась самая длинная очередь во всем музее, поэтому я туда не полез :)
Но есть один нюанс: внутрь экспонатов пускают только в дни открытых дверей - на 23 февраля, 9 мая и на День авиации, 18 августа (в 3-е воскресенье августа, если точнее). В обычное время осмотр только наружный, а музей открыт только по будням до 17, и по субботам до 14(!)часов - поэтому туда мало кто добирается. Ну и конечно, самая разрушенная и фотогеничная часть экспозиции доступна только нецивилизованным, череззаборным методом.

Как я понял, изрядная часть реставрации в музее проходит на общественных началах, пускают внутрь более-менее восстановленных машин, и за посетителями присматривают те самые волонтеры.

Хотя в любом случае, посмотреть там есть на что, особенно если в компании есть человек, разбирающийся в авиации больше Википедии :)

Что-то часы работы какие-то дурацкие. Видимо, в силу отсутствия внятного финансирования только энтузиасты готовы вкалывать в выходной.

По-моему, вполне интересно и так походить-посмотреть, без специалиста по авиации. Хватает же внешнего вида )

Ну да, как у меня собственно и получилось.
Железки интересные и необычные, особенно в восьмом ангаре.
А "комментарий специалиста" все-таки оживляет, пока бродил там - слышал краем уха разговоры более организованных групп. Даже с поправкой на то, что не все сказанное бывает правдой :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account