Previous Entry Поделиться Next Entry
Вот теперь он действительно "Новый"...
Терракот
clone2002



Для справки:
Реставра́ция (лат. restavratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры, обеспечение возможности в дальнейшем открыть его новые, неизвестные ранее свойств
Реконструкция - 1 Коренное переустройство, перестройка чего-либо с целью улучшения, усовершенствования 2 Восстановление чего-нибудь по сохранившимся остаткам, описаниям

Вандализм — одна из форм деструктивного (разрушительного) девиантного поведения человека, в ходе которого уничтожаются или оскверняются предметы искусства, культуры, иного имущества общественного значения, иного частного имущества и т. д.

На первый взгляд, идея побывать на Пасху в Иерусалиме казалась плодотворной. Даже если этот Иерусалим - Новый. Даже с учетом моей нерелигиозности :) Солнышко светит, птички поют, кругом памятники архитектуры, картинки благолепные должны сами собой получаться - всякие огоньки, свечки, крашеные яйца и окропление святой водой. Что-нибудь типа такого:

Винить мне, собственно говоря, некого - и про идущую в Новом Иерусалиме реставрацию слышал, и прошлогодний помпезный репортаж о визите Медведева в свеже-восстановленный храм видел, и в инстаграмме самыми свежими фотками от проверенных людей ознакомился. Да и вообще жизненный опыт заставляет скептически кривиться при слове "реставрация". Но тем не менее - солнышко, птички и перспективы благолепных картинок перевесили.

И вот, спустя 10 лет, я снова здесь.

Для сравнения - 2004 год. Как видим, за это время здесь отстроили колокольню, разрушенную во время ВОВ, но что-то странное произошло с шатром ротонды Воскресенского собора, бывшей визитной карточкой монастыря:

Говорят, эта "китайская пагода" провалилась несколько лет назад, хотя внешне выглядела не такой уж и аварийной (а блестящая макушка - так и вовсе свежей)
Вот снова сравнение - 2014 и 2003. "Хвост вытянули - нос увяз"


А вот - скит патриарха Никона (как "никонианец", не могу пройти мимо :)) Здесь добавилась ограда, и радикально поменялся цвет.

Кстати, интересно - а каким же он должен быть на самом деле, белым или розовым? Ведь руководствовались же чем-то, выбирая цвет при прежней покраске?
А это - река Истра, местный аналог Иордана (не забываем, смысл Нового Иерусалима был как раз в копировании Иерусалима старого)

Пасторальную идиллию нарушает появившееся на противоположном берегу палестинское поселение строящееся спортсооружение. Ну куда ж в наше время без спорта? Спасибо хоть, что через речку, а не под боком, как в Коломне:

Вспоминаем 2004:

... и видим 2014. Как видим, за это время заметно улучшилась инфраструктура, желающие окунуться в "Иордан" обеспечены удобными сходнями:

...чем они (желающие) не замедляют воспользоваться (прямо в костюме, да!)

Возвращаемся к монастырю. Башня с воротами в "Гефсиманский сад" сейчас закрыта, и попасть на территорию можно только через главный вход. Вдоль стены идет вот такой забавный коридорчик:

И ничего, что внизу - двадцатиметровый откос, а за металлическим листом - крепостная стена. Без "егозы" периметр - не периметр!
И без видеонаблюдения тоже. Враг не пройдет!

И вот - наступает момент для барабанного боя. Вспоминаем, что было в 2004, набираем побольше воздуха...

И - вот! Примерно на этом месте запас терпимости во мне заканчивается.
Потому что это уже не получается объяснить "временными трудностями большого ремонта", и не получается пропустить мимо глаз в надежде, что после его окончания все станет хорошо.

Пожалуйста, скажите мне, что этот зеленый цвет - всего лишь грунт под окраску? А теперь посмотрите - все башенки на стенах, все карнизы, все водосточные трубы выкрашены именно этим тошнотворным "изумрудным" цветом. Нет, друзья, это не грунт... Это "воссоздание исторического облика", мать его за ногу!
Архитекторы-черт бы их побрал -реставраторы провели огромный объем исследований и выяснили, что исторический облик был именно ТАКИМ! Наверняка они неустанно раскапывали архивы, собирали свидетельства современников, тщательно изучали малейшие остатки старой краски, сохранившейся на крышах под слоями новых наслоений. Наверняка изучали химические составы, доступные и популярные в 17 веке. Наверняка патриарх Никон был просто Великим и Ужасным Волшебником Изумрудного Города - раз велел выкрасить ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ одним цветом, при этом таким! Ну не может же быть, что на складе просто не оказалось другой краски, правда?
Вот, к примеру, старая открытка - несмотря на кошмарную ретушь, некоторое представление о цветовой гамме и распределении яркостей она дает. И это не слишком похоже на нынешний вариант. Хотя... Не надо быть Вангой, чтобы предсказать: шатер после восстановления будет выкрашен изумрудно-зеленым! Славься, Гудвин, Великий и Ужасный!

Нет, конечно - похожий цвет один из сосновных в здешних изразцах, но во-первых - какие оттенки? А во-вторых - где изразцы, и где огромные поверхности крыш? И почему практически везде в изразцах он соседствует с другими тонами, а в наружном оформлении - только сам с собой или с белым?



На переднем плане - "подземный" храм Константина и Елены. Смотрим на цвет его стен, вспоминаем скит патриарха Никона... Никаких сомнений не закрадывается?
Возвращаемся в 2003 год - и тут действительно обнаруживаем, что когда скит был розовым - подземный храм был белым, сейчас же - ровно наоборот.
Очень интересно - это так шагнула вперед история архитектуры? Или все-таки завхоз попутал?

Отдельного упоминания заслуживает барабан купола:

Какие веселые абстрактные картинки в виде частично прорисованных арок! Наверняка, очень исторически достоверные...

Еще ближе... И становится видно, как аккуратно покрашены изразцы на барабане. Желтая краска аж потоками стекает - тут что, студент-недоучка малярной кистью мазал? Или таджик-гастарбайтер? Будь я патриархом или просто настоятелем монастыря 17-го века - висел бы у меня такой маляр на дыбе, или сидел бы на цепи в самом глубоком подвале... Но нет же - кому какое дело? Кто к таким мелочам присматривается?

Для сравнения - оценим детализацию оригинала:

А вот  - главное достижение "реставрации" реконструкции - колокольня Воскресенского собора. Не буду сейчас касаться точности и достоверности ее воссоздания - хотя некоторое представление о них дает наличие нескольких вариантов проекта, с разной расцветкой и разным расположением изразцовых поясов. Дело в том, что все заслуживающие доверия объективные источники дошли до нас виде черно-белых фотографий и гравюр, да и те были сделаны в конце 19 - начале 20 века, когда внешний вид многих памятников архитектуры уже сильно отличался от изначального (да-да, при благословенном царизме тоже любили мазать белой краской все что ни попадя, благолепия ради).

С этой колокольней были связаны некоторые надежды на "реабилитацию" Обновленного Иерусалима: существует традиция на Пасху пускать всех желающих на колокольню и разрешать им звонить без всякого складу и ладу. Во-первых, это действительно забавно :), а во-вторых - отличная возможность увидеть монастырь с высоты. Однако увы - для посетителей она была закрыта, да и смотреть на тотально закрытые строительными лесами башни удовольствия бы не доставило.
Поэтому ограничимся внешним осмотром. В общем и целом - в стиль вписывается, оконные проемы и силуэт фотографиям соответствуют:) Попробуем оценить качество исполнения:

ЦИферблат как-то не очень "внушает" - хотя это все вкусовщина.

На первый взгляд - беленько, чистенько, ярко. Спускаемся еще на ярус ниже...

Опс! Я не выискивал специально место для снимка, просто щелкнул изразцовый орнамент крупным планом. И уже при обработке увидел, что плитки выкладывались, грубо говоря, без особого старания. Впрочем - опять же,кого это интересует? Не в бинокль же их разглядывать, право слово :) Ведь ярко же? Красочно? Ну и не капризничайте!

И кто только придумал это "жизнерадостный" цвет?



А вот на колокольне их ряд продолжается с чередованием сине-зелено-коричневых крыльев.
Львиные морды. Котиков трудно испортить, даже случайным перемешиванием "желтых" и "кофейных" разновидностей :)


Заглянем, наконец, внутрь собора.

Несмотря на "торжественную сдачу объекта" главе правительства, иконостас еще представляет собой пустые рамы, хотя и роскошно раззолоченные.

А вот роспись и лепнина - уже явно готовы:





Подождите-подождите, лепнина? Нам есть, с чем ее сравнить!



Слева - октябрь 2003 года, справа - май 2014. Жаль, мне сразу не пришло в голову сделать снимки одинаковым объективом в одинаковом масштабе, поэтому подгонять их для сравнения пришлось уже на компьютере. Тем не менее, основные различия видны невооруженным глазом. В 2003 крылья состояли из перьев, и по исполнению перекликались с крыльями прочих "крупномасштабных" херувимов:

Новые же крылья - стали просто четырехугольной плоскостью с перьеподобным тиснением. И вообще детализация сильно упала (независимо от качество снимка), что особенно ярко видно на примере кисточек на концах ленты, превратившихся в гладкие полусферы)
Что не менее обидно - полностью поменялось лицо и прическа. В волосах появился пробор вместо челки, непропорционально большой лоб уменьшен, прямой нос заменен курносым, с лица пропало осмысленное выражение - хотя пропорции и стали более "правильными" и традиционными. Не это ли было целью переделки? Ведь не трудно же в наше время сделать простоя и точный гипсовый слепок, правда? Или перед нами - творчество студента какого-нибудь архитектурного вуза, делающего первые шаги в лепке? Или это просто "временный вариант" - но тогда возникает вопрос - зачем он такой нужен? И почему его доверили делать криворукому студенту, а не сделали банальной копией оригинала (хоть и из недолговечного "временного" материала?

Кстати, про недолговечные материалы. Вполне логично, что правила запрещают пользоваться открытым огнем, курить и дымить:

И все бы хорошо, но прямо рядом с табличкой - десятки горящих свечей! Конечно, это же благодатный огонь, он не коптит и не создает пожаров :)

Впрочем, если постоять на одном месте чуть подольше - то видно, что век церковной свечки недолог. Ее просто берут - и тушат, возвращая ценный воск в лоно православной церкви в переработку :) Если задуматься - то изначально смысл свечи - жертва богу, сожжение ценного предмета (а яркая восковая свеча - ценный предмет в мире, где вечернее освещение состоит из лучины), заведомо бесполезная трата. А сейчас "жертва" приносится не столько богу, сколько храму (и его настоятелю), в виде денег за свечку (отсюда и анекдотические надписи про то, что купленные в другом храме свечи небогоугодны). Заплатил копеечку (в нужную кассу) - и жертва уже принесена. Дальше, собственно говоря, жечь свечу смысла не имеет - только как рудимент старого обряда.

Одним словом - вот что я думаю по этому поводу:

Возвращаемся на свежий воздух. Впрочем - а так ли он свеж?


Нет туевой аллеи, нет старых деревьев. Лунный пейзаж стройплощадки - и скромная надежда, что хотя бы часть деревьев не спилили, а выкопали, и вернут после окончания строительства. Потому что двадцать-тридцать лет, нужные для естественного роста деревьев - это, можно сказать, "никогда".

Единственный приятный момент - то что не зашпаклевали под ноль выбоину от взрыва во рву:

И последний маленький штрих перед уходом:









Ничто не вечно - ни поминовение, ни камень и чугун памятников.
И поэтому на возможные возражения "Но ведь там же все рассыпалось на глазах! Разве не лучше, что останется хоть что-нибудь?" я могу ответить :

Чтобы не стать этаким вот музеем -
В нужный момент лучше пойти ко дну!




А напоследок - небольшой бонус.
Даже самое гнусное путешествие может принести приятные моменты.
Отличное средство, чтобы не призывать дождь из огня и серы на окружающую местность :)


Мать-и-мачеха:

Чудеса маскировки:

Большие девочки тоже играют мучают зверюшек :)





Царевна! Или царевич?

Не царевна:

Синхронное плавание:



Душить - это у них в крови!



  • 1
Здравствуйте!

Соглашусь во многом с вашим постом.
Являясь архитектором-реставратором, мне вдвойне обидно за то, что реставрация нынче принимает отрицательный оттенок.
Но здесь работали не реставраторы!
Фирма питерская Балтстрой продвигается сверху, и мнение профессионального реставрационного сообщества уже никого в этом случае не интересует.
Местных реставраторов, много лет изучающих и подлатывающих памятник выгнали, тут теперь Балтстрой и они не нужны! Государством выделились, наконец, большие средства на этот объект, и нужно, чтобы осваивали свои люди.
В нашем сообществе говорят теперь так: "Нового Иерусалима больше нет, есть новейший"
Большая часть изразцов и лепного декора сбита и заменена новоделом, для балтстроевских "реставраторов" это оказалось проще, чем сохранять и укреплять сохранившееся. Есть уже такая поговорка, памятник пережил войну и годы советской власти, а реставрацию не пережил.
Ну уж про срубленные деревья, даже не знаю, чем это можно оправдать...
В заключении хочу сказать, что новый Иерусалим - это еще одна боль и стыд современной реставрации...

Здравствуйте!
Извините, если несправедливо резко выразился о реставрации - ни в коем случае не хотел бы принижать это понятие. На самом деле, здесь идет какая-то подмена значения, когда старым благородным термином называют ... вот такие непонятные процессы. "Если на клетке слона увидишь надпись "Буйвол" - не верь глазам своим" - вот и я уже не знаю, чему верить. То ли действительно все так плохо, то ли я замшелый ретроград и "некрофил", который не ценит ничего крепкого, свежего и яркого. Хорошо, когда есть возможность сверить свое мнение с чужим и увидеть ситуацию более объективно!

Спасибо, что подтвердили мои догадки по поводу коммерческой составляющей - по аналогии с промышленностью и госзакупками, после слов "появилась питерская фирма" можно уже не продолжать :) Ладно бы еще просто бумажными махинациями ограничивались - а то ведь результат их бурной деятельности хуже, чем полное бездействие.

--------
И кстати, может быть, вы подскажете по поводу реставрации изразцовых украшений? Давно уже заметил их сильную схожесть в разных и довольно далеких местах - например, в Пафнутьев-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях. И если похожесть цветочных орнаментов еще объяснима, то одинаковые сюжетные муравленые изразцы на стенах Иосифо-Волоколамского монастыря и на печи палат бояр Романовых в Зарядье уже удивляют сильнее (а в музее архитектуры узнал, что именно такие были и на Сухаревой башне на Троицкой церкви в Костроме - про Сухареву это какие-то ложные воспоминания).

Их действительно было так мало разных типов, которые широко тиражировались на местах или развозились от одного производителя, или просто при реставрации не было точных источников, и ставили более-менее похожие из тех образцов, которые сохранились до нашего времени? По принципу - есть осколок с остатками зеленой глазури - ставим копию плитки с костромской церкви? Если так - то какой именно объект брали за образец и почему?

Вот в Новом Иерусалиме - они точно были свои, ни на что не похожие. Любопытно будет посмотреть, когда собор полностью откроют для посещения - появятся ли там типовые орнаменты, или сохранят исходный стиль (уж очень много там было образцов - и на стенах, и в музее - чтобы посчитать их утерянными и неизвестными)

Извините за занудство, просто изразцы для меня это своего рода "пунктик" - а информации не так чтобы слишком много :)

Edited at 2014-06-30 15:44 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account