?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Несбывшееся в деталях
Терракот
clone2002
Музей. Потрескавшиеся стены, неяркое освещение, пожелтевшая бумага. На бумаге - тысячи человеко-часов кропотливой работы, единственной целью которой было показать - как будет выглядеть то, чего еще нет, а может быть - и не будет. Планы, черновики, варианты - из которых должен остаться только один. Может быть. Если повезет. А может, наоборот - это нам бы не повезло, если бы изображенное на бумаге воплотилось в жизни? Как знать...

Уж во всяком случае, обитатель верхнего этажа этого сооружения не сказал бы "спасибо" за 27 лестничных пролетов :)"Лифт? Нет, не слышали!" Если сомневаетесь, что пролетов действительно 27 - можете пересчитать!

И - да, это далеко не самая большая часть сооружения :)

Что меня всегда удивляло в архитектурных изображениях - это возможность видеть все новые детали по мере приближения. Например - эта картинка занимает на общем виде всего несколько пикселей, при желании можно даже найти ее место (чуть левее от центра, у верхних ярусов амфитеатра):

При таком масштабе становятся видны следы ручной работы: наколотая циркулем разметка ступеней, карандашные линии, подчистки в местах, где ступени должны были скрыться за колоннами :)
А это - свидетельство того, как изменялись пропорции скульптуры на верхушке Дворца в разных вариантах проекта:

Или вот так:

Наверное, именно этот вариант породил легенду о золотой статуе аЦЦкого Ленина, испускающей из глаз лучи прожекторов :)

Впрочем, и "более окончательный" вид Дворца выглядит достаточно инфернально, особенно на фоне залитого тушью черного неба:

А вот как вписывался Дворец в панораму города. Попробуйте найти здесь знакомые места:

Не знаю, насколько условен этот эскиз, но Красному Октябрю на нем места не нашлось, и место нынешнего выставочного зала на Крымском валу занято очень похожей формы зданием,

а Парк культуры с колесом обозрения и парашютной вышкой остался на месте:

Впрочем, по сравнению с проектом словосочетание "колесо обозрения" иначе как насмешкой не выглядит - а парашютистов-бейсджамперов мог бы пускать с ладони и Вождь Пролетариата :)Если вы обратили внимание на стадион перед Дворцом Советов - то вот вам пример его использования:

Ближе:

Еще ближе:

Лихие кавалеристы разминаются, а трудящиеся предаются любимому занятию - пешему маршу по солнечной площади:

Впрочем, справа пестрой разреженной колонной марширует, похоже, офисный планктон - а настоящие трудящиеся идут слева (под бдительтным присмотром). Прямо-таки картина "Мотоцикл под окном в воскресное утро" :)))

Ну и конечно, как без номенклатуры?

А вот еще один эскиз, и тоже с колоннами демонстрантов:

Только у меня создается впечатление, что они бегут? Впереди, похоже, бронетехника - и все это радостно вваливается в двери:

А вот место для публики более солидной:

Здесь опять можно присмотреться к мелочам - и к тому, как прорисованы отражения в блестящем полу, и к группам участников приема:

И ведь кто-то вырисовывал все это, без всяких CADов, трассировки хода лучей и копи-пасты условных человечков из клипарта!

Как известно, работы по строительству Дворца Советов не продвинулись дальше котлована - зато кроме специальных марок стали и бетона успели разработать много всего, вплоть до штор и дверных ручек.

Веселенькие занавесочки (а вот с равномерностью прокраски, похоже, были проблемы)

Соловей, поющий серенаду перевернутой пентаграмме :)

Интересно, кто в те времена назвал бы этот дизайн "вырви глаз"???

Удивительно насыщенный цвет, не потускневший за столько лет:

Кое-что, похоже, подверглось разрушениям и напоминает мозаику на полу каких-нибудь Диоклетиановых терм:

На материалы скупиться было не принято. Хотя - "94 проба", это много или мало? Там же вроде на тысячные счет идет (925, 875 и т.п.)?

Попугайчики и оленятки - идиллия, успокаивающая глаз усталых партаппаратчиков :)

Не менее идиллическая картина. Садовник "а-ля Луи Какой-то" - это вам не рабочий с молотом :)

А это - даже не знаю, как очутилось на выставке: ткань фабрики Г.И. Заглодина, получившая золотую медаль на всемирной выставке аж в 1908 году!

Любопытный момент: замки аналогичной конструкции стоят у меня на работе, и имеют забавную особенность - открываются без ключа любым ножом, а при необходимости - и ножницами, и даже скрепкой. Видимо, специально, чтобы "кровавой гебне" не пришлось ломать ценные дубовые двери, арестовывая очередного парагвайского шпиона :)

Увы, все эти приготовления оказались напрасны, и единственным трехмерным воплощением Дворца стали гипсовые макеты:

Спасибо за внимание. Продолжение следует.

Избранные записи из этого журнала

  • Борис Иофан. Архитектор власти.

    Как вы уже, наверно, догадались - мы продолжаем осмотр выставки, посвященной архитектору Иофану, творчество которого отнюдь не ограничивалось…


  • 1
вот это проект! Потрясающе.

Почти такой же громадный, как и здание, которое могло получиться. Проект на годы и десятилетия. "Дело всей жизни".
И даже после самого энергичного "выкидывания дублей" - меньше чем в 40 снимков не уложился :)

Ну, оно того стоит!
Если бы построили такую махину, то это явно стало бы знаковым событием в жизни города, если не страны.

Вот что ТОЧНО было бы следствием - так это отсутствие "храма лицемерия" ХХС! :) Это вам не бассейн, просто так не снесешь.
Кстати, если уж зашла про него речь, то в 90-е лучше бы Иофановский проект воплотили, чем Тоновский по второму разу - даже если бы Лужок на этом раза в два больше денег отмыл, и даже если с "золотым Ельциным" вместо Ленина на вершине...

Да, пожалуй. Хотя время совершенно не предполагало таких построек, ХХС больше вписывался в 90-е.

смотрел с открытым ртом
вот это проработка! спасибо большое за пост!

Я сам там ходил с открытым ртом - целых два раза! В первый раз к съемке был не готов :)

я из бауманки хотел на первых курсах уходить, потому что там черчение было всё от руки, тааакие мучения
мне терпения не хватало на это вообще никак

Отец архитектором был, так что все эти генпланы и рисунки - напомнили много знакомых моментов из детства :) А у меня - наоборот, с изображением чего бы то ни было хоть от руки, хоть с циркулем и линейкой - абсолютно не сложилось, так что смотрю на это практически как на искусство.

Я руками вообще чертить терпеть не могу, так же как и писать- курица лапой лучше справится! -))) Вот в акаде/инвенторе что угодно изобразить- это просто -))

да фигня, учась в технаре на последнем курсе - чертил бывало бауманцам)

Так чертежи простые, эт не спорю даже. Но необходимость их выполнять вручную более чем бесила.
Зато когда начался курс автогада- весь семестр за 4 вечера сделал. И всю ручную черчёбу за неделю вечеров -))

Да, на крымском тогда тоже что-то планировали, но не срослось.

Edited at 2012-03-14 14:13 (UTC)

Кстати, Крымского моста с его характерной формой я на панораме не увидел - только что-то обычное. А самое большое здание в том районе - довольно плоское, хоть и большое по площади.

  • 1