Previous Entry Поделиться Next Entry
Борис Иофан. Архитектор власти.
Терракот
clone2002
Как вы уже, наверно, догадались - мы продолжаем осмотр выставки, посвященной архитектору Иофану, творчество которого отнюдь не ограничивалось проектами Дворца Советов и "Дома на набережной".


Это - один из первых (и при этом - осуществленных) проектов Иофана, капелла семьи Амброджи в Риме. Между прочим - 1917 год. Как видим, с прорисовкой деталей уже тогда было все хорошо: А это - проект дома-коммуны 20-х годов. Здесь нет "красивостей", это простая рабочая документация - но от этого не менее интересная. Разделяющие слова кружочки вместо пробелов, не имеющее русского аналога слово LOGGIA :), различные системы измерения площади и явные следы ее изменения - разве не прелесть? А эту кальку стоит показывать всем любителям "править геометрию" на архитектурных снимках: здесь вертикальная перспектива отсутствует как класс, все вертикали абсолютно вертикальны - но даже на относительно невысоком здании видна вся неестественность такого подхода: стены явственно кажутся расширяющимися кверху! А если бы это была фотография, а не чертеж? Наглядное пособие по изучению русского языка - чем различаются сени, фойе и вестибюль :) Конкурсный проект мавзолея Ленина. Как видим, здесь он во всю высоту кремлевской стены (если считать их изображенными в одном масштабе)! Казалось бы, задание ответственное и абсолютно серьезное - но что мы видим, присмотревшись? Весь мавзолей украшен надписями, но осмысленно прочитать из них удается только слово "ЛЕНИН". Что такое "АБВ-ИМПЕРИАЛИЗМ"??? или "МАЛАЯ ВЕАЛЕВЛ"??? Удивительно, что после такого Иофан не был расстрелян за антисоветскую агитацию и саботаж :) Зато в темных фигурах на верхней площадке есть все основания подозревать львов! Наподобие тех, что украшают грот Александровского сада :)
Тема каббалистических надписей будет раскрыта еще не раз! Например, в проекте полиграфического комбината "Известий", котроый планировали построить на площади Киевского вокзала. Нельзя сказать, что буквы просто слишком малы для чтения - нет, они вполне читаются, особенно при этом уровне прорисовки, но складываются из них только очередные "АБРВАЛГ". Интересно - может, это было такое специальное мероприятие, на случай резкого изменения политики партии и популярных лозунгов? Следующий фрагмент - загадка из серии "найдите лишнюю деталь" Правильно - это пандус! Обычно он ведет прямо к входным дверям, или по крайней мере под козырек, чтобы VIP-пассажиры не попадали под дождь, выходя из кареты или машины. Но здесь - он ведет просто на площадку между двумя лестницами, посреди открытого пространства. Работники советской печати! "Акулы пера, шакалы ротационных машин" :))) И все-таки, есть в этой сцене что-то от мрачной эстетики дизель-панка :) Человек со "скрижалью" никого не напоминает? Если нет - то постарайтесь его запомнить, он нам еще встретится! И кстати, надпись на "скрижали" вполне читаемая - "Печать самое острое, самое сильное оружие нашей партии". Видимо, этот лозунг был признан абсолютно благонадежным, и изменениям не подлежал. Проект восстановления театра Вахтангова: каждый вход украшен маскароном, но последний из них, мягко говоря, несколько необычен: Еще одно направление, прославившее Иофана - павильоны СССР на международных выставках. Здесь меня больше всего привлекла эволюция скульптуры-украшения: Никого не напоминает? По-моему, это рабочий-и-колхозница в одном лице :))) К звезде придираться не будем, с ней наверное сыграла злую шутку"архитектурная" передача перспективы. В дальнейшем гендерная принадлежность персонажа была уточнена,  а такще ему подобрали подходящую одежду и даже пару :) В результате, на Парижской международной выставке 1937 года все увидели то, что всем нам хорошо знакомо. Интересный момент - куда делся молот? Может быть, до последнего момента шел спор, не воткнуть ли в руку привычную звезду?
Только саркастическая ухмылка колхозницы будет нам ответом... А через два года, в Нью-Йорке, рабочий снова остался один и со звездой-леденцом: И с бесхвостым самолетом в качестве украшения: И снова - знакомые мотивы, на этот раз в военном мемориале:
Кстати, забегая вперед, в 60-е годы - оказалось, что Рабочий с Колхозницей могли оказаться у Манежа, а не ВДНХ!
А могли получить еще одно воплощение, в виде памятнику Ленину на Ленинских (Воробьевых) горах: С Лениным все ясно, а вот другие персонажи поменялись местами - мужчина оказался справа, а женщина - слева: Еще один крупный проект - "Дом тяжелой промышленности", который должен был стоять на месте гостиницы "Россия". Как и всегда, все детали тщательно проработаны. Рельеф местности, существующая застройка, контуры нового здания... Все бы хорошо, если бы не "досадная опечатка" - "генералЫный" :) Интересно, кто и как скоро ее заметил - и что за это было исполнителю???
Постепенно внешний вид трансформировался от вавилонского зиккурата во что-то более современное: Вот только что это за кубические силуэты "москва-сити" виднеются в тумане слева от здания? Ведь если не ошибаюсь - там должен быть Кремль? Следующая серия проектов - "32-этажное здание на Ленинских горах". Осуществлены они не были, но послужили основой для проеккта МГУ, сделанного архитектором Рудневым. Силуэт уже узнаваемый, но без знакомого шпиля и башенок выглядит как-то недостроенно. Белила - друг архитектора! Золотая "кукурузина" на крыше тоже что-то напоминает - но с уверенностью сказать не могу. Как видно по генплану, здание должно было стоять гораздо ближе к берегу, чем в реале: И снова не могу отказать себе в погружении в детали: Да, это тоже было "побочным продуктом" Дворца Советов: Вот появились угловые башенки - но это скорее архитектурный ансамбль, чем единое здание: Начинаем приближение... Набережная заполняется призрачным народцем! Первый вариант проекта:
И снова нас встречают таинственные письмена:
Вспоминается история про то, как студент-медик, изучая латынь, случайно вызвал демона :) А вот и второй вариант, уже изрядно похожий на реальный МГУ: Почему-то обрыв Воробьевых гор казался мне более высоким: Живописные группы народа гуляют по лестницам и дорожкам Статуи напоминают языческих жрецов А в дальних уголках прячутся настоящие пейзажи:
Еще один фокус с "зуммированием" - проект восстановления Новороссийского порта: Непонятно, откуда здесь взялся парусник? Впрочем, так или иначе, но парусники бороздят Черное море на каждом из эскизов - хоть с динамовской символикой, хоть без: Проект пантеона-памятника вечной славы великих людей советской страны. Как видим, великих людей не так уж и много - всего двое. И мы уже догадались, что это за люди :) А дальше - настали сложные времена. В 60-е Пантеоны вышли из моды, и на месте Дворца Советов стали планироваться разного рода "сооружения" - выставочные залы и бассейны... А в качестве инструмента - внезапно появились фломастеры! Институт физкультуры в Измайлово:
Мужичок с факелом - рабочего уже не напоминает. Зато подозрительно похож на Меркурия!
Новое время - новые песни... И даже человечки сменили стиль: А в 1976 году Борис Иофан умер, в том самом санатории "Барвиха", который был построен по его проекту в 1935 году.

  • 1
как же круто
имхо, сейчас редкий без автокада осилит...

Думаю, и с автокадом не много бы умельцев нашлось - если поставить задачу не просто повторить то, что на выставку попало, а разработать что-то похожее с нуля и в полном объеме. Все-таки масштабы проектов - не рядовые по любым меркам.
А без компьютеризации - с одной стороны, огромное уважение к титанической работе, а с другой - сожаление о том, сколько труда можно было бы сэкономить на самых "простых", "нетворческих" операциях от расчетов до черчения. А если бы сэкономленные человеко-часы шли не в "купи-продай", а в развитие других проектов...

Блин, где это?!
Хочу сходить.

Музей архитектуры, вот здесь : http://www.muar.ru/adress/koord.htm
Поддерживаю, это действительно стоит увидеть!

Так в него и не заглядывал.
Это в постоянной экспозиции?

Скорее - "в основном здании", анфилада на втором этаже. Как сказали сами музейщики, постоянной экспозиции у них нет как таковой, только выставочные проекты. (Иофан - продлен до 7 апреля). А еще у них есть "Аптекарский приказ" и "Флигель Руина" (говорящее название! достаточно официально назвать руину "Руиной", и вот уже все нестрашно, "так и задумано") - если там проходят выставки, то билет действителен и туда тоже.

Edited at 2012-03-14 14:32 (UTC)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account