?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Бабушкин сундук, или Профессиональное Тагиловедение
Терракот
clone2002
Если видишь на картине нарисован водолаз,
Нарисована равнина, а на ней с ногами глаз,
Нарисован гуманоид и его зелёный друг,
Ромб, квадрат, параболоид, трапециедальный круг,
Нарисована сардина, два квадратных синих пня,
Значит это не картина, а
{КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ}!


Не все любят музеи. Это естественно. Я и сам их не слишком любил - особенно такие, где в пыльных витринах чучела соседствуют с пожелтевшими бумагами, а чьи-то разбитые часы - с гипсовыми слепками. Что можно найти в такой окрошке, кроме скуки и дешево убитого времени?
Как показала практика - найти можно все что угодно, и даже без особых усилий. А будет ли это бронзовый топор в витрине или древняя сигналка "Фотон" на стене - не суть важно :)



Как вы уже догадались, наше знакомство с Нижним Тагилом завершается в местном краеведческом музее, расположенном на берегу Городского пруда, в непосредственной близости от
музея-завода и музея-карьера. К чести этого заведения не могу не отметить, что даже вполне традиционные бабушки-смотрительницы не устанавливали фейс-контроль и дресс-код, и не протестовали против необычного вида посетителей (один из которых после покорения гор имел вид если не бомжа, то алкоголика, проведшего ночь в придорожной канаве :)))
Древнейшие экспонаты - костяные орудия и украшения. Собственно, любая найденная или добытая в бою кость могла стать или орудием, или украшением, или тем и другим одновременно. Изображенные на снимке предметы вызвали резонный вопрос: чем "подвеска из челюсти бобра" отличается от челюсти бобра? По-моему - ответ очевиден: целью и способом применения :)

Переход от кости к камню


Идолище поганое Антропоморфный идол:

"Шумящая лапчатая подвеска VI-VIII вв н.э., оз. Большой Вагильский Туман" - название исчерпывающее!

Шаман манси в интерьере:



Скачок из бронзового века сразу в развитой феодализм: "Печать Сибирскiя Земли Города Верхотурье"

Первые дела колонизаторов - монастыри, остроги, заводы...



Рудная пирамида из коллекции А.Н.Демидова - этакая шапка Мономаха для царя купеческого разлива:

Часть "самоцветов" кто-то выковырял:

А вот и сам Демидов во своей пирамидой из черепов на блюде:



Штуф магнитного железняка Высокогорского рудника: вначале было непонятно, что это - весы, фонарь, украшение? И только потом - БА! Пудовая гиря-то примагничена! Железняк-то оправдывает название!

Владельцы рудников в комфорте себе не отказывали:

Симметричные узоры на малахите? Элементарно - просто распиливаем каменную доску плашмя и раскладываем половинки, как книжку:

Мебель, принадлежавшая крепостному художнику Ф.Д.Топоркову (всякий, кто служил, или хотя бы учился на военной кафедре, знает 6 художникам живется лучше!)

Подсвечники, чернильницы и пепельницы:



Вот за что я люблю краеведческие музеи - так это за непредсказуемость экспонатов! :)

А вот, так сказать, "силовая основа" этого благополучия: сабля солдатская, кистени... Сигнальная пушка!

Вот такие "травматы" и "ракетницы" 18 века (размер - близок к тому, что занимает фотография на мониторе :) ):


Паровоз братьев Черепановых (естественно, макет). Стоп - братьев??? Как могут Е.А. и М.Е. Черепановы быть братьями??? Естественно, они - отец и сын! Хотя устойчивое словосочетание все равно не изменишь:





А это - паровая водокачка тех же не-братьев:

Что интересно - на листе рудник назван Медным, а на пояснительной табличке - уже Медноруднянским :)
И конечно, рядом - образец добытой "продукции":


В следующем зале - нас встречает неожиданно упитанный (или все-таки атлетический?) Христос:

В любом случае, на изможденного мученика с канонических православных изображений он не похож:

Ларчик просто открывался - автор был бусурманин нехристь католик, француз Дж.Прадье! А французы - известные сибариты, и в "покушать" не отказывают ни себе, ни Господу :)

Продукция чугунных и сталелитейных заводов. Смысл вязки прутов узлами ускользнул от моих спутников - хотя наверняка присутствует (например, пластичность говорит о качестве металла)



Инструмены рудокопов и металлургов:



А в остальном - все было, как у людей: вот КИП -


вот - сервер (устройство для хранения и обработки бухгалтерской информации, с автономным питанием!)


А вот - директорский стол:

Подойдем поближе - директор-то был тот еще шалунишка!

Инженерские шляпы:

Портрет человека с пронзительными глазами:

Готовый демотиватор для нескольких известных сайтов и сообществ, коим не чуждо понятие "хабар" :)

Передовые достижения прогресса на службе у искусства: теперь вам не нужно учить ноты и мучить уши многочасовыми гаммами, достаточно сменить ленту в магнитофоне пианоле:

Вот что получается из ткацкого станка Жаккарда, если убрать все нитки:

Серебряная труба с дарственой надписью:

И конечно - 3D! Хоть "Аватара" запускай!

Поднимаемся на второй этаж, смотрим под ноги - а "половицы"-то железные!

Здесь нас встречает всякая всячина, от археологии до патефонов и театральных костюмов. Пока специалисты по охранным системам изучают антикварную сигнализацию :), мы смотрим на образцы вооружений:



Удивительно, насколько все эти медно-бронзовые штуки похожи на картинки из учебников :)



Рабочие места археологов:





Лоу-тек:



Зато теперь я знаю, какой именно камень называется алебастром!

Увидев эту форму издалека, я уже было испугался за свой и чужой рассудок - но рано: это театральный костюм :) А как было бы хорошо - красные ходят в красном, белые - в белом! Правда, остается опасность быть спутанным с английским гвардейцем...

"Что ты видел в Тагиле? - Баяны, одни баяны..."







Выходя из здания, замечаем эту фотографию (интересно, это тоже Тагил?)

И напоследок - немного железок с открытой площадки при музее.
Образцы продукции НТМК:

Маховик, подозрительно похожий на колесо с Демидовского завода:


Тюк!



Далекий предок "машины с ложечкой" из мартеновского цеха:


Вот, собственно, и все - впереди только переезды, перелеты и пасмурная Москва.
Но мы не прощаемся с Уралом, мы говорим ему "до новых встреч!" :)