
Про музей ВВС в Монино я много слышал и хорошего, и плохого.
С одной стороны, это огромная коллекция техники, включающая действительно уникальные образцы. И несмотря на общий недостаток финансирования, эту коллекцию хоть как-то защищают от времени, погоды и растаскивания на цветмет.
С другой - есть мнение, что на самом деле музей больше напоминает свалку и кладбище, наподобие автомузея Красинца.
Долгое время я знакомился с этим музеем исключительно виртуально, но в это воскресенье, благодаря Дню открытых дверей[*]и анонсам одной из популярных личностей в одной из популярных соцсетей :), появилась возможность составить свое собственное впечатление. Как выяснилось, я ничуть не умнее и не трудолюбивее тех мудрецов, и вместо целостной картины в памяти остался только набор разрозненных фрагментов.
Поэтому воздержусь от выводов и обобщений, кроме одного - в любом случае, это место стоит того, чтобы там побывать. Хотя лучше, конечно, сделать это в обществе человека, хоть немного разбирающегося в авиации :)
Наиболее "цивильная" часть экспозиции - ангар №6, находящийся ближе всего ко входу. Это действительно светлое, относительно просторное и свежеотремонтированное помещение со свежепокрашенной техникой, использовавшейся во время Великой Отечественной войны. Например, одни из самых устаревших на тот момент моделей:
Разведчик Р-5 с радиатором, похожим на не до конца вставленную кассету:

Истребитель И-15, предшественник "ишака" И-16 - только биплан.

Пикирующий бомбардировщик Пе-2:

Окно и прицел, обеспечивающие "лучший вид на этот город":

Стратегический бомбардировщик Ту-4, ("Бык" по-натовски), один из первых экспонатов музея. Является копией американского B29- Суперфортресс.

Самый яркий, блестящий и гламурный экспонат - настоящий МиМиМи-12

А еще он один из самых больших, едва влезает в кадр, и будит своей формой ассоциации с нелепым словом вертиберд


Бомбардировщик Ту-16 "Барсук" (спасибо НАТО за веселые названия!), а также его начинка:

Морда фронтового бомбардировщика Ил-28, взятая крупно:

Гигант в духе ретрофутуризма, сверхзвуковой стратегический ракетоносец М-50

самый-самый кончик М-50:

Еще одно гигантское детище ОКБ Мясищева, стратегический бомбардировщик 3М "Бизон". От этого чудища в кадр влезла только шишковатая голова:

Экспериментальный бомбардировщик Су-100, единственный экземпляр:

Опускаемый "клюв" делает его похожим на уменьшенную копию "Конкорда" или ТУ-144:

Материалы для экспериментов:

Ангар №8, украшенный скромной табличкой "Уникальные летательные аппараты". Табличка не врет.
Помещение гораздо менее нарядное, чем шестой ангар, экспонаты поставлены теснее, а света гораздо меньше - но главное не "как", а "что" выставлено!
Первые предшественники космических кораблей, гондолы стратостатов "СССР-1" и "Волга".

Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?

Экспериментальные дископланы - модная тема 50-х?

К сожалению, один из них задвинут в дальний угол, а еще один и вовсе отсутствует - хотя стоит табличка, обещающая дископлан, разработанный для посадки на Венеру.

Илья Муромец - макет огромной четырехмоторной "этажерки" в натуральную величину:



Аэросани "Север-2" КБ Камова. Как видим, голубыми бывают не только вертолеты волшебников...

БОР-5 - беспилотный орбитальный ракетоплан, уменьшенная (вернее, не доросшая) версия "Бурана".

Вертолет В-7, необычный расположением двигателей - на концах лопастей


Первый цельнометаллический самолет АНТ-2, формой странно напоминающий утку:

На винт "цельнометалличность" не распространялась:

Непонятная крылатая таратайка времен Первой Мировой. Как ни странно, к зрителю она стоит "лицом", а винт у не сзади:

Если подъемной силы не хватает - добавляем еще одну плоскость! Перед нами одноместный истребитель Сопвич (Sopwith):

Деревянный винт во всей красе:


Один из многочисленных планеров, висящих под потолком:

Наш ответ Чинуку - вертолет Як-24. По классификации НАТО - "Лошадь". Что любопытно, Википедия подчеркивает, что за время эксплуатации не было ни одной катастрофы этого вертолета с человеческими жертвами!

За ним стыдливо прячется "американец" Piasecki H-21. Одно слово - Пясецкий!

Десантное отделение вертолета Ми-8, наполовину занятое дополнительным баком с горючим. Находиться в этой штуке ожно только сидя и согнувшись в три погибели:

"Штурман, приборы!?"


Ми-4, бегемот на тонких ножках.


Ми-6ПЖ: брандспойт вместо пулемета:

... и бак для воды внутри. Не ожидал, что это будет резиновый мешок, а не жесткая бочка:

Всегда было интересно - что там, внутри турбины?


"Орбитальный самолет", вернее его летный аналог - МиГ-105, создававшийся в рамках проекта "Спираль", и послуживший прообразом "Бурана". В отличие от него, суть "Спирали" заключалась в "воздушном старте" с борта самолета-разгонщика, без сверхмощных ракет и стартовых комплексов на земле.

Благодаря своей специфической внешности, известен также как "Лапоть" :)

Советский разведывательный беспилотник ТУ-141 "Стриж". В отличие от нынешних, садиться умел только на парашюте.


Гордость Аэрофлота - сверхзвуковой ТУ-144. К "журавлиному клюву" прилагаются столь же длинные "журавлиные ноги".


C-26, самолет на лыжах от КБ Сухого. Не ожидал такого от реактивной авиации!



Ан-22 "Антей". Настоящий хомяк с защечными мешками.

На заднем плане виднеется ВВА-14 - Вертикально Взлетающая Амфибия. Совершенно удивительная вещь, незаслуженно обойденная вниманием. На мой взгляд, один из тех случаев, когда музей не прав: ТАКОЕ нужно дать рассмотреть, независимо от плачевного состояния!

Военно-транспортный Ли-2 в старой аэрофлотовской раскраске.

И наконец - Тудум-пс! Знакомый по "отчетам" самолет :), немало поколесивший по территории и за ее пределами и столь гармонично смотревшийся среди березок. Стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-95 "Медведь" - и правда есть что-то медвежье в его морде.


