?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Гребнево, или Прелесть запустения
Терракот
clone2002
Нет на свете ничего более скучного, чем классика в целом, стиль классицизма в частности, и классическая русская усадьба в особенности!
Обязательный набор - пруд, сад, дом желто-белой расцветки, флигеля для прислуги и гостей попроще, и конюшня.
По желанию добавляются парк и церковь той же расцветки, что и дом.
И все это совершенно однотипное, в любом населенном пункте России старше 150 лет.
Как будто усадьбы эти штамповали китайцы на конвейере, и продавали потом в сети строительных супермаркетов.
Или - любое отклонение от строительного стандарта считалось вольнодумством, постройка растаскивалась по кирпичику, а незадачливый владелец ссылался в Сибирь?
А может, это делалось специально, чтобы ездящие друг к другу в гости помещики везде чувствовали себя как дома? Как знать. Сомневаюсь, что им это особо нравилось - иначе они не стали бы по малейшему поводу стреляться, умирать от туберкулеза и сбегать в Баден-Баден и Монте-Карло - что угодно, лишь бы не видеть опостылевшие стены родового гнезда.
Тем не менее, строилось это унылое безобразие достаточно крепко, чтобы пережить своих владельцев и превратиться в какой нибудь санаторий, техникум, ЗАГС или другой рассадник уныния и тоски. Воистину, классика - это то, над чем не властно время.
Но все меняется, когда приходит он - красный петух! Достаточно одной спички, одной искры в электропроводке - и вся скука рассеивается, как дым, а объект обретает свою яркую индивидуальность!

"Усадьба «Гре́бнево» — обширный архитектурно-парковый ансамбль, расположенный в 30 км к северо-востоку..."
Впрочем, нет. Я не краевед и не копипастер - поэтому не буду ворошить Википедию и Гугл на предмет того, кто и когда владел усадьбой Гребнево, что в ней делал и кому ее продал. Если это интересно - можно провести самостоятельное исследование, или воспользоваться тем, что собрали знающие люди (там действительно очень красиво и познавательно, я проверял!).
Просто скажу, что никакие мрачные тайны с этой усадьбой не связаны, никакой гений не осенял ее своим крылом, и единственное, на что она могла бы рассчитывать - это быть обиталищем электротехнического техникума, историко-культурного центра (краеведческого музея и клуба, если по-русски) или, прости господи, элитного загородного отеля для тех, кто думает, что пару столетий назад был бы барином, а не конюхом. И то, что судьба распорядилась иначе - совсем не повод для грусти.

Итак, мы прибываем в усадьбу Гребнево через южные ворота, со стороны Барских(sic!) прудов. Уже одна эта картинка может дать полное представление о том, что творится на территории: здания - в руинах, охрана отсутствует, посещаемость - высокая!

А вот и неприятные последствия этой посещаемости. Впрочем, тут не так много поверхностей, на которых можно оставить автограф :)

Обходя здание кругом, можно успеть столкнуться с двумя-тремя группами таких же "туристов". Фотографы с моделями, семьи с детьми, молодые пары...
Поэтому, чтобы не устраивать столпотворение внутри, продолжим наружный осмотр.

Своим нынешним состоянием здание обязано пожару, произошедшему там в 1991 году (что характерно - почти перед окончанием работ по реставрации).
Значит, всего за 23 года вода и ветер сняли большую часть штукатурки и подточили кирпичи.



Вот он - сад! Пусть не вишневый, но яблоневый.









Архитектурная разновидность анатомического театра. Здесь наглядно видны и истлевшая кожа-штукатурка, и мышцы-кирпичи, и белокаменные кости.





Действительно интересно - зачем были эти белокаменные вставки, если их не видно под штукатуркой?



Наконец, шум голосов внутри ненадолго утихает - заглянем внутрь.

Интерьер очень напоминает Царицынский дворец, каким он был до лужковской реконструкции.
И между прочим, построены они были одновременно, в 1780-90 годах!
Однако в отличие от Царицынского недостроя, простоявшего в таком виде едва ли не 200 лет, Гребнево продержалось всего 20, а выглядит намного более аварийным. То и дело слышится звук падения мелких камешков, а малейшее прикосновение к стене превращает кирпич в пыль. Видимо, качество материалов для дворца и усадьбы было очень разным.

Стоп! Если Гребнево и Царицыно ровесники, не может ли быть, что когда-то оно выглядело иначе? Что красный кирпич и белокаменные детали как раз должны были остаться снаружи? Нет, все-таки колонны и фронтоны с этим никак не сочетаются, и совпадение времени постройки и внешнего вида в разрушенном состоянии - не более чем случайность.


Большой зал первого этажа, выходящий к яблоневому саду и прудам. Копоть на потолке - недавняя, на снимках двух-трехлетней давности ее еще не было. На полу достаточно чисто (по местным меркам), но пара горелых досок в углу лежит. Получается что? Кто-то убирает явные последствия вандализма (но кто?), или же сами вандалы немножко следят за своим логовом (и закоптили его не за одну огненную оргию, а за множество посиделок с костром)?

Другие следы жизнедеятельности - странного рода "капище" в одной из комнат. Творчество сумашедшего, или девчачья игра в секретики, или та самая статейка про " страшную фрязинскую секту" имела под собой какие-то основания? Если свести все воедино, как раз и получится неудачник-эмо, не рассчитавший глубину порезов :) Непонятно только, откуда такие берутся в провинциальном рабочем городке, все же основной местный контингент должен был вправить мозги гораздо раньше :)

А это пианино "Лира" - скорее всего, реквизит какой-нибудь фотосессии. Иначе объяснить его появление трудно - уж очень тяжелая игрушка для местной шпаны, просто ради прикола не потащили бы.

Зато теперь каждый, кто проходит мимо, считает своим долгом побренчать по струнам, как на арфе :)

Под зданием есть неглубокий подвал, и даже не один (или один, но надежно разделенный забутовками). Цивильный спуск есть только в одну его часть, что позволяет складывать о "недоступных" отсеках легенды: например, Викимапия показывает подземый ход от усадьбы через парк до церкви.
Гребнево.JPG


А вот и "мрачное подземелье". Оно совсем небольшое и не слишком подземое:

Особенно если учесть, что полметра земли в окошке это результат нарастания "культурного слоя" - то получится, что при строительстве окошко подвала должно было быть на уровне поверхности.



Единственное, для чего подвал может быть интересен - это для кадров в духе "Княжна Тараканова в темнице". Или для съемок ню - потому что в других местах слишком многолюдно :) Можно только сразу предупредить, что воздух тут наполнен кирпичной пылью, моментально забивающей все подвижные части камеры и готовой поцарапать и заклинить что только можно. А уж менять тут объектив было бы верхом неблагоразумия.

Коридоры первого этажа низкие, но широкие. В Царицыно, если не изменяет память, были поуже. Обратим внимание на холмики вдоль стен - это результат непрерывного осыпания кирпича.







Перекрытие в разрезе (или скорее в разломе). Камень, дерево, трубы из непонятного материала. Теплый пол по технологии 18 века?

Дырка в дымоход:



Парадная лестница:



Уже знакомые нам остатки деревянных балок - и мрамор ступеней, погребенный под глиняной крошкой.



Остатки оформления. Кроме желтого и белого, был еще и голубой??? Или это своего рода "синька", для придания иллюзии абсолютной белизны?

Лепнина:

На стороне, обращенной ко двору, сохранились остатки балкона:

Смельчаки и умники вылезают сюда пофотографироваться.



Еще кирпичные текстурки:



Все линии скруглены, как у гальки на морском берегу:

Раствор оказался крепче кирпича, и теперь стал похож на соты прямоугольных пчел:

Свод - единственный способ делать перекрытие без балок. Если бы господа пожелали иметь плоский потолок и сделали бы его на деревянных балках (а других в то время быть не могло) - первый этаж тоже не имел бы потолка.

Восточный флигель (1780—90), сгорел в 2007.







Внутри - мало что напоминает о его возрасте: силикатный кирпич, кафель, стандартные учрежденческие лестницы.

Однако второй этаж радует открытой площадкой и балконом:



Западный флигель (тоже 1780—90). Из всех усадебных зданий он держался дольше всех, еще пару лет назад сиял оцинкованой крышей и был закрыт на ключ.

Но общая судьба его не обошла, и этот флигель тоже сгорел.

"Живой уголок" (будка сторожа при кладбище). Последнее обитаемое место усадьбы - рядом с воротами.
Но обитает ли тут привратник сторож или бомж - я не проверял. Зачем мешать тем, кто не мешает тебе?







Триумфальная арка. Единственные ворота усадьбы, закрытые на замок :)

И в заключение - вид на главное здание от "парадного въезда". Еще немного - и здесь останутся только трава, деревья и небо. Спешите видеть!



  • 1
У меня даже не то чтобы трудности, а просто как-то всегда слишком много работы) а летом еще и разъезды всякие. Но я уже даже фотографии кое-какие выбрала для жежешечки, дело за малым - запостить)

  • 1