Previous Entry Поделиться Next Entry
О кораблях
Терракот
clone2002

- Фрукт? - Яблоко!
- Поэт? - Пушкин!
- Корабль-музей в Ленинграде/Петербурге? - Крейсер Аврора!
Действительно, про Аврору знают все (может быть, кроме нынешних школьников, которые вобще ни о чем не знают).
Но кроме этого многострадального крейсера, в Петербурге есть и другие музейные корабли, не менее интересные.
Опять же, разве может истинный столичный сноб интересоваться столь избитыми достопримечательностями, как Аврора? Вот сверну не направо, а налево - и увижу то, чего еще никто из простых смертных не видел :)))
Собственно говоря, на набережную Лейтенанта Шмидта я приехал ради ледокола Красин - хотя доступ туда возможен только с экскурсией, но возможность посмотреть на машинное отделение с паровой машиной стоит того, чтобы потерпеть рядом с собой туристов.
Однако расчеты не оправдались - ледокол уже готовился к отправке в Кронштадтские доки для ремонта, и гостей не принимал. Увы, узнал я об этом только дома, несколько дней спустя, когда буксировка Авроры и Красина попала во все новостные ленты - а непосредственно на пристани самой логичной причиной выглядело банальное окончание туристического сезона.

Осталось только созерцать старый пузатый корпус, новую ГДРовскую рубку и орден Трудового Красного Знамени, полученный за спасение изо льдов дирижабельной экспедиции генерала Нобиле и германского пассажирского парохода (одним рейсом!).

Но это, как вы понимаете, еще не конец швартов)

На противоположном берегу реки - Адмиралтейские верфи и их совершенно секретная продукция:
"А Щука, чуть жива, лежит, разинув рот, И крысы хвост у ней отъели."


А на этом берегу, чуть ближе к центру города - вот такая инсталляция в стиле "от кареты до ракеты".
Впрочем, "ракета" не такая уж и ракетная, и по возрасту гораздо старше "кареты".
На заднем плане - трехмачтовый учебный фрегат "Мир", построенный в 1987 году. А спереди - средняя дизель-электрическая подводная лодка С-189, 1954 года постройки.

С одной стороны - на подводной лодке я уже бывал. С другой стороны - уж очень сильно она была "музеефицирована".
Может быть, в этот раз повезет больше? Да и компенсировать неудачу с ледоколом чем-то надо.

Первое, что порадовало, в отличие от "Новосибирского комсомольца" - отсутствие очередей и бюрократии. Кто хотел - остался ждать организованной экскурсии, а мне достаточно было заплатить за вход и прослушать краткий инструктаж по технике безопасности, после чего осматривать лодку практически в одиночестве (хотя и не злоупотребляя отведенным временем).

Первое же впечатление - эта лодка гораздо более "настоящая", чем московский вариант. В ней нет телеэкранов и широких проходов, а люки в переборках не заменены на двери (кстати, внезапно оказалось, что несмотря на кажущееся несоответствие габаритов, пролезть в люк может не только торпеда, но даже я, притом с полной сумкой фотобарахла).

Сразу заметно различие различие между "большой" и "средней" лодками: практически во всем С189 в полтора-два раза меньше, от диаметра корпуса (6.6 м против 8.6) до числа торпедных аппаратов (2 кормовых и 4 носовых против 4 и 6 соответственно). А чисто визуально уменьшение размеров выглядит примерно как разница между вагонами электрички и трамвая. Поэтому только полная железность всего вокруг избавляет от ощущения слона в посудной лавке.

В кормовом торпедном отсеке - традиционный манекен в водолазном костюме. Кстати, версия о покидании лодки через торпедный аппарат, вызвавшая такое недоверие в прошлый раз - подтверждается и здесь. Дескать, а чем же мы на учениях каждый год занимались, если не этим?

Вообще, сотрудники музея рады ответить на любой вопрос - лишь бы не самый идиотский, который только может измыслить мозг туриста.
"У-у-у, ваша лодка даже и не воевала! А вот Маринеско...
- Под командованием Маринеско я не служил, так что ничего про него сказать не могу!
По С189 вопросы есть?
- ... {разочарованное молчание}"

Единственное, что может оправдать наше посетительское нелюбопытство - то, что для задания грамотного вопроса нужно знать половину ответа (ну или хоть как-то разбираться в предмете). А для нас большая часть увиденного - просто красивые антуражные железки и крутилки (если не унылая декорация, осматриваемая в угоду пятилетнему детенышу на пути от Петергофа до пивной).

Каждое рабочее место и каждый жилой отсек наполнены самыми разнообразными газоанализаторами и дыхательными аппаратами. Неудивительно - работающий дизель (как и кислотные аккумуляторы) атмосферу отнюдь не озонируют.



Нетрудно заметить, что многое на лодке находится в состоянии, далеком от идеально надраенных медяшек и сверкающих офицерских эполет, подсознательно ожидаемых некоторыми посетителями. Кроме банального возраста конструкции, есть и еще одна причина: с 1999 по 2005 год лодка провела на дне Купеческой гавани в Кронштадте.
Между прочим, в свое время утопленниками побывали все питерские корабли-музеи - и Аврора, и Красин, и С189. Разве что стоящий по соседству учебный "Мир" пока еще не видал, где зимуют раки.

Многочисленные рукоятки, манометры и пузырьковые уровни создают атмосферу дизель- (если не стим-)панка.

Куда же без этой стороны жизни?

Шкафчик с заручным оружием - вот и весь арсенал. Согласитесь, если враг попал внутрь подводной лодки - то пить Боржоми уже поздно?

Центральный пост управления - помещение поменьше среднестатистичской кухни в хрущевке.
Спать, видимо, можно было не уходя далеко от рабочего места.

Эти приборы не оставляют места догадкам и недосказанности: если часы - то с 24-часовым циферблатом, если креномер - то со стрелкой и шкалой в градусах, а не с пузырьком воздуха в гнутой трубке.

И конечно, какая же подводная лодка без перископа?

Качество изображения в окуляре далеко от фотографического - но тем не менее!

Бортовая ЭВМ - цифры, греческие буквы, ЗАДАЧА, ПУСК - ничего лишнего!



Снова различные панк-девайсы.



Сувениры со стен офицерской кают-компании.

Лодки еще нет (с 2006 года!) - а табличка уже есть. И строят ее не где-нибудь, а "через дорогу" - на Адмиралтейских верфях! (уж нее ее ли корму мы недавно видели?)

Астронавигация и связь. Опасная связь.

Гироскоп модели R2D2

Стоим ровно.

Автомат управления торпедной стрельбой. Не шкаф, а гигантская логарифмическая линейка!

В случае непредвиденных обстоятельств - действовать согласно таблице:

При пожаре и затоплении - рубить, заколачивать и заклинивать.

Носовой торпедный отсек: здесь лежит почти весь боезапас лодки: 4 торпеды в носовых аппаратах, 2 в кормовых, и 6 запасных (5 из которых мы видим, а шестая располагалась на левой "полке" над матрасами)






  • 1
Я не могу себе представить, каково это - служить на подлодке. Неясно какое время суток, какой час, почти постоянно в этой огромной консервной банке да еще под водой.

Все равно что ехать во Владивосток на трамвае. С закрытыми форточками.
На большой дизельной - там хотя бы поезд дадут...
А на какой-нибудь атомной "Акуле" двадцатиметровой ширины - уже можно жить (в сравнении с "малышами")

Ну вот как так жить без окон и дневного света? )

А, много ли толка в тех окнах? У меня на работе жалюзи всегда закрыты (солнечный свет только мешает), с ноября по март дорога получается затемно - и ничего, никто не умер! Так что потребность в солнце это буржуазный предрассудок, для жизни достаточно построить коридоры нужной длинны :)

Я, может быть, в большей степени растение, но без света не могу ) Мне нужно знать, что происходит за стенами помещения, иначе обстановка меня угнетает )

Чтобы знать, что за стенками - есть гидролокатор и перископ.
А возможность любоваться видами никто не обещал :)

По подводной лодке (да и не только там) перископ за собой не потаскаешь )
А постоянное знание обстановки снаружи - бесценно )

  • 1
?

Log in

No account? Create an account